Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема

Валеология - учение о формировании, укреплении и сохранении здоровья. Современная жизнь и высокий темп развития общества предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Однако и сам человек и общество в целом не уделяют должного внимания данной проблеме. Слово "валеология" происходит от латинского "valeo" - быть здоровым. В бывшем СССР этот термин впервые ввел И.И. Брехман в 1980 году. Ее "неторопливые шаги" стали проявляться на всех этапах: в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также среди населения. Рост заболеваемости среди населения страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования и научного обоснования их валеологического воспитания и образования.

Со здоровьем, безусловно, связан и образ жизни человека. Образ жизни каждого индивидуума и в целом общества может повлиять на здоровье отдельного человека и на здоровье нации. Эти два фактора связаны между собой и отражают единый социально-биологический комплекс. Проблема образа и стиля жизни человека подробно и профессионально изложена в работах [1, 9, 11, 14, 15, 18]. Разработки, представленные в работах [2, 7, 13, 19], также имеют свою ценность в определении и оценке здоровья человека, в том числе и детей.

Однако о здоровье, образе и стиле жизни студентов работ очень мало [5, 12, 17]. Так, М.Я. Виленский и А.Г. Горшков [6] посвятили свой труд основам здорового образа жизни студентов, но проблема валеологического воспитания и образования студентов в нем отсутствует.

В настоящей работе определена цель: изучить организацию валеологических подходов при формировании основ здорового образа жизни студентов I курса, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах. Для разрешения данной цели поставлены задачи: изучить мероприятия по оздоровлению студентов на кафедре валеологии и физического воспитания, в условиях здравпункта, санатория-профилактория и комбината питания БелГТАСМ; разработать систему валеологического воспитания и образования студентов.

Для реализации цели и задач использованы: авторская рабочая программа на 1997/98 ученый год по курсу "Валеология" для студентов I курса; тексты лекций, методических разработок и другая учебно-педагогическая документация по валеологии; врачебно-контрольные карты обследованных нами студентов I курса в 1996/97 гг.; опыт работы кафедры, здравпункта, санатория-профилактория и комбината питания.

Анализ состояния здоровья жителей России, изложенный в "Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации" (1997), свидетельствует о значительной распространенности заболеваний среди населения. Это подтверждается и нашими исследованиями (см. таблицу), и исследованиями ученых и педагогов [1, 3, 10, 16, 18].

В обследовании студентов участвовали терапевты, хирург, ортопед, психоневролог, окулист, психолог, а также педагоги с физкультурным образованием. Использовались клинические методы исследования, функциональная проба Руфье, методы исследования физического развития (соматоскопия, антропометрия), спирометрия, тонометрия, динамометрия мышц кисти и спины.

Проведенное комплексное обследование помогло врачам и педагогам определить физическое развитие и функциональное состояние организма студентов, рекомендовать им лечебные и профилактические мероприятия во время учебы и в то же время правильно распределить в ту или иную группу для занятий физической культурой (основную, подготовительную, специальную), а при необходимости освободить от занятий.

Самой распространенной патологией у студентов была патология опорно-двигательного аппарата: 52% в 1996 г., 71,2% в 1997 г. Второе и третье места занимали заболевания органов зрения и уха, горла, носа. На долю болезней внутренних органов приходилось 20% в 1996 г. и 17,9% в 1997 г. Среди них чаще всего встречались заболевания органов кровообращения и пищеварения.

Перейти на страницу: 1 2