Разработка методологии индивидуальной спортивно-технической подготовки в дзюдо

А.А. Новиков с соавт. [8] в результате проведенного педагогического эксперимента выявили, что в борьбе целесообразнее совершенствовать наиболее сильные качества: как правило, они генетически обусловлены. Однако В.П. Вдовиченко [1] высказывает противоположную точку зрения: при развитии скоростно-силовых качеств у лыжников-прыгунов максимальная эффективность может быть достигнута в первую очередь посредством развития отстающего компонента.

В нашей работе [3] при составлении индивидуальных программ коррекции тактико-технического мастерства дзюдоистов использованы следующие подходы: усиленное развитие ведущих качеств, подтягивание до оптимального уровня отстающих, а занимающих промежуточное положение - совершенствование в поддерживающем режиме.

Следует отметить, что показатели различных сторон подготовленности вносят неодинаковый вклад в спортивный результат, с одной стороны, с другой - предлагаемые показатели не всегда могут воздействовать направленно, а в некоторых случаях оказываются просто не в состоянии обеспечить достоверный прирост, особенно в короткие сроки. К тому же сдвиги при одном и том же направлении коррекции показателя различны у разных спортсменов.

Незнание особенностей формирования тактико-технического мастерства и методики его коррекции может привести к непредсказуемым, а порой и отрицательным результатам, в первую очередь в единоборствах. Одним спортсменам достаточно только подсказать, что нужно корректировать, и уже в ходе соревнований они могут перестроиться, другим необходимо определенное время для повышения показателя в тренировочном процессе. Это зависит от рационального применения средств подготовки, методов и способности спортсмена перестроиться в нужном направлении. Сложившаяся с годами тренировок структура деятельности достаточно консервативна: изменение одной характеристики отражается на другой, а может быть, и на структуре в целом. Насколько такая перестройка в конечном итоге будет эффек

тивна, сказать трудно. Примеры многочисленны: при направленной тренировке на протяжении нескольких сборов одному из борцов пытались "навязать" атакующие действия в борьбе лежа, в которой он имел слабое преимущество; во время ответственных соревнований дзюдоист занял второе место, однако не сделал ни одной попытки проведения приема в борьбе лежа. Впоследствии же, через два-три года тренировок, в процессе целенаправленной работы он успешно проводил приемы в положении лежа.

Таблица 2. Модельные характеристики показателей соревновательной деятельности (СД) высококвалифицированных взрослых дзюдоистов и направление коррекции по их совершенствованию (п=18)

СД

Уровни модельных характеристик

Направление коррекции

минимально допустимый

оптимальный

максимально допустимый

1

0,54

1,21 -2,21

2,70

Индивидуально

2

3,81

5,24-6,84

7,32

Повышать

3

1,00

2,90-5,10

7,00

Индивидуально

4

4,00

6,20-9,10

15,0

Индивидуально

5

0,52

1,01 -3,92

4,49

Повышать

6

1,00

4,79- 13,9

20,2

Индивидуально

7

1,00

1,92-9,72

22,3

Индивидуально

8

1,10

1,61 -2,21

2,91

Индивидуально

9

18,4

41,2-74,2

99,9

Индивидуально

10

0,00

1,76-4,16

5,30

Индивидуально

11

6,01

6,94-9,14

10,0

Индивидуально

12

0,31

0,59- 1,12

1,70

Индивидуально

13

3,00

6,44-9,84

10,0

Повышать

14

0,00

0,32-0,60

1,00

Снижать

15

8,98

9,52-9,92

99,0

Повышать

16

0,00

4,54-9,98

10,0

Повышать

17

0,00

0,67- 1,63

2,00

Повышать

18

0,00

1,14-2,74

4,00

Повышать

19

0,00

3,10-7,90

10,0

Повышать

20

0,00

0,11-21,6

88,0

Повышать

21

0,00

0,00-0,00

0,00

Снижать

22

9,89

9,90-9,99

10,0

Повышать

23

10,0

10,0- 10,0

10,0

Повышать

24

1,00

1,00- 1,00

1,00

Снижать

Перейти на страницу: 1 2 3