Мировоззренческие аспекты преподавания биомеханики в физкультурных вузах

От микромеханики звеньев двигательного аппарата обширные исследовния сдвинули сферу биомеханики вверх, к высшим психическим функциям, и вниз, к микроколебательным волновым процессам, имеющим не только энергетическое измерение, но и содержательную управленческую функцию.

Ознакомление студентов в курсе биомехани ки с перечисленными хотя бы направлениями изучения физических упражнений как двигательных действий существенно обогатит их научное мировоззрение, понимание подлинной сложности и организованности главных средств психофизического воспитания - физических упражнений. Современный студент вполне в состоянии ознакомиться с книгами, научными статьями, диссертациями, если дать ему необходимый импульс в этом направлении, а не зацикливаться на своей какой-либо узкой инженерно -математической позиции. Надо дать простор студенческому мышлению и творчеству, конечно не в ущерб овладению конкретными методиками и прагматическими умениями. Наоборот, опираясь на них как на фундаментальную базу творчества, растить уже не только просто специалиста, а профессионала, формирующего индивидуальность своих учеников. Студент должен "уметь читать движения, чтобы строить действия".

В мировоззренческом плане целесообразно провести студентов от элементарной механики живого к биологическому управлению живого движения и далее - к ведущей роли психологической двигательной задачи и ее решанию в творческом процессе строения двигательного действия. Человек не просто исполнитель внешне заданного упражнения, он творчески совершает каждое физическое упражнение как действие, выполняя решение своей собственной двигательной задачи. В этой нехитрой логической формулировке заключена суть современно го понимания осуществления активной деятельнос ти. Понимание необходимости применения приводимых здесь глаголов и означает проникновение в сущность мировоззрения преподавателя биомеханики, что и требуется на современном этапе гуманизации образования. Трудно рассчитывать на то, что биомеханики физкультурных вузов хотя бы ознакомятся с высказанными положениями, но тем не менее их актуальность при обсуждении физкультурно го образования не позволяет обойти их молчанием.

Перейти на страницу: 1 2 3