Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека

Здесь утверждается первичность (примат) гуманитарного начала перед технико-технологичес ким: подлинной основой человеческих действий являются человекомирные отношения , "аксиологические (от слова axis - ценность) аксиомы", выражающие творческий потенциал личности. Именно ценности и смыслы в деятельности человека выполняют порождающую функцию, определяющую поиск или выработку целей и средств их достижения. В ходе решения двигательной задачи спортсмен "осмысливает", "домысливает" и "переосмысливает" значение и значимость именно для него (и одновременно для других людей) целей, средств и результатов своих действий. При формировании двигательной задачи нами различаются три вида целей: 1) цели действия как требования к результату; 2) цели субъекта как личная ориентация деятеля; 3) цели самой задачи как средство достижения цели субъекта. Последняя цель становится объединением и объективных данных и позиционно-личностного отношения деятеля. Кроме этих психосемантических единиц в педагогическом плане определяются три вида двигательных задач. Для педагога важно получить представление о целевой функции задачи, как бы полное описание ее - это объектная задача (смысловой дескриптор - описательная). Он ее осваивает и помогает ученику сформировать уже свою лично принимаемую задачу для субъекта (смысловой прескриптор - предписывающую). Эта задача становится внутренней для ученика, в то время как объектная задача преподносится, передается ему как внешняя для него. К началу совершения действия формируется так называемая субъектная задача (смысловой оператор). Ученик становится не пассивным исполнителем, а активным, целеустрем ленным деятелем. Обогащенный своей внутренней задачей, он формирует афферентное самозадание (предмет внимания) и эффекторное самозадание (предмет усилий). Системы целевых операторов и личностно-смысловых установок образуют "внутреннее зрение" спортсмена, позволяют ему "увидеть движение изнутри" (Н.А. Бернштейн).

Таким образом, система психосемантических механизмов направлена на выполнение двух основных педагогических функций: задать в системе деятельности исходные "аксиологические аксиомы" (во имя чего?) и стратегии движения по избранному пути (каков путь?), т.е. соотнести все средства и методы с конечными высшими (для данной системы деятельности) целями. Но как реализовать ценности, избранные "во имя чего"?

Здесь весьма важен теоретический и технологический потенциал антропоцентрической биомеханики. Непосредственно управляет деятельностью технологический уровень биомеханических знаний спортсмена. Вместе с тем для того чтобы выработать "рецепты" технологического уровня, необходимо знать как закономерности строения двигательных действий (теоретический уровень), так и принципы их построения (дидактический уровень, объединяющий теорию и технологию). Данные уровни должны обеспечивать рефлексию способов деятельности, эффективных и допустимых с точки зрения определенных мировоззренческих (ценностно-смысловых) критериев. Известно, что осознанный , отрефлекси рованный способ деятельности есть метод "приведения в действие" теории. Важно иметь в виду, что не теория определяет метод, а объект (предмет) деятельности и возникающая перед человеком задача. Деятельность человека всегда предметна. С одной стороны, двигательное действие направлено на тот или иной предмет ("вещный" или умственный). С другой стороны, человек в своей деятельности опредмечивает свою сущность. Следует подчеркнуть, что предмет представлен не только объектом, но и методом (пред-мет и мет-од - понятия, имеющие близкий лингвистический смысл). Теоретические знания должны выполнять для спортсмена обслуживающую функцию. Знания как бы "растворяются" в действии, постоянно перетекая из предмета в средства и методы деятельности . Овладение новым знанием как предметом закрепляется в действии, принимая форму его средства. Этот постоянный процесс перехода знания из предмета в средство действия и определяет основной механизм обучения, формирования двигательного опыта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6