Основы и перспективы возрастного соматотипирования

Юбилейные даты заставляют оглянуться и мысленно пройти путь научных исследований, проанализировать накопленный материал в свете новейших концепций. В 60-е годы сотрудники кафедры анатомии и биомеханики приступили к изучению соматических изменений и связанных с ними физических качеств детей и подростков. В основу положены наблюдения за детьми, занимающимися только по государственной программе общеобразовательных школ, и детьми, посещающими ДЮСШ, СДЮШОР. За 40 лет дважды проведены продольные наблюдения продолжительностью по 10-13 лет (8600 школьников, 1569 спортсменов 32 видов спорта). Полученный цифровой материал заносился в компьютерный банк данных и обрабатывался по программе "Прогноз".

Методическим стержнем анализа материала была выбрана проблема создания метода и схемы конституциональной диагностики растущего организма.

Общая конституция рассматривалась как генотип, реализованный не только в процессе взаимодействия частных конституций, но и во взаимодействии с внешней средой - физическими и социальными факторами [5]. Изучение отдельных систем в онтогенезе при систематических занятиях физической культурой показало, что ответные реакции сердечно-сосудистой, мышечной, эндокринной систем далеко не синхронны и уровень их зрелости не совпадает по времени. Следует согласиться с мнением И.А. Аршавского [1], что при планировании физических нагрузок следует ориентироваться не на возрастную периодизацию [2], а на функциональную готовность отдельных систем. Ориентация на "характер физиологических отправлений целостного организма" хороша только при определении общей составляю щей соматического типа. Каждая из частных конституций на разных этапах индивидуального развития находится под более или менее жестким генетическим контролем. Пики волнообразного развития частных конституций в дошкольный период чаще всего находятся в противофазах открытости к внешним воздействиям [13]. Использование различных меодов исследования и уровня их чувствительности создает картину этапности смены ответных реакций организма на оздоровительную физическую культуру и тренировочные нагрузки.

Педагогам дошкольных учреждений и преподавателям физической культуры начальной школы можно пользоваться определением сенситивных периодов по интенсивности роста морфологических показателей, которые создают "соматотип" (СТ), или (в свободном использовании) конституцию подростка. Следует помнить, что тип телосложения - это только частная конституция, обусловленная и обуславливающая общую конституцию человека.

Расчленение соматического типа на основные составляющие (длину и массу тела) используют в качестве генетических маркеров при оптимизации профилактических мероприятий, в педагогической практике при планировании перспективы тренировочных нагрузок, при прогнозировании физиологической и соматической зрелости [5, 8, 9]. Одной из причин ориентации являются простота их определения, наглядность в усилении и снижении интенсивности роста и дисгармонии.

Оценка соматических и связанных с ними функциональных особенностей растущего организма ждет своих исследователей, как и проблема оценки соматических типов темпов индивидуального развития с позиций хронополи- и хроноизоморфизма. Много сил потрачено на создание точных методик измерений, но не проанализированы и не раскрыты специфические сочетания конституциональных признаков у растущего организма [13].

Основные размеры тела и их производные для определения соматического типа

Из предлагаемых конституциональных оценок детей и подростков "выжила" схема В.Г. Штефко и А.Д. Островского (1929). В настоящее время в эту субъективную схему внесено множество модификаций и усовершенствований, но "работает" она с 6-7 лет до полового созревания, давая 40% неопределенных типов телосложения.

Отсутствие единой схемы, лишенной субъективности в оценке соматического типа, побудило нас, используя материалы продольных наблюдений, компьютерную обработку цифрового материала и разнообразный статистический набор, разработать и

Перейти на страницу: 1 2 3