К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России

В анкетах даются предполагаемые варианты ответов на поставленные вопросы. Каждый ответ показывает определенный мотив занятий физической культурой. Можно предлагать (в зависимости от задач анкетирования) либо просто ответить на вопрос однозначно - "да", "нет", либо против каждого ответа поставить балл, показывающий, насколько данный ответ подходит для занимающегося: "5" - уверенно "да"; "4" - больше "да", чем "нет"; "3" - не уверен, но знаю; "2" - больше "нет", чем "да"; "1" - уверенно "нет".

По этим баллам мы судим о силе отдельных мотивов. Следует разрешать занимающимся давать свои ответы, не содержащиеся в анкете, а также ставить одинаковые баллы за разные ответы.

Затем анкеты группируются в зависимости от частных задач исследования (по классам, по группам, по школам, по факультетам, по возрасту и т.д.). Количество однозначных ответов суммируется, а с баллами производятся математико-статистические расчеты, применяемые в социально-педагогических и социально -психологических исследованиях [9,19,20]: высчитываются средние арифметические величины, сигмы, ошибки и достоверность различия средних величин.

При определении уровней становления интереса, как психологической основы личной физической культуры, применяем метод самооценки интереса ("шкалу интереса"), метод экспертных оценок интереса, а также "ситуацию выбора".

Метод самооценки интереса ("шкала интереса"). Занимающимся раздаются тетрадные листы бумаги в клеточку. В середине листа проведен вертикальный отрезок длиной 10 см с указанием верхнего окончания отрезка словом "верх", и нижнего - "низ". Занимающимся разъясняется, что каждый из них должен сделать отметку уровня своего интереса на отрезке с учетом того, что верхний конец отрезка означает максимальный интерес (100%).

Так можно выявить интерес не только к отдельным видам физкультурно-спортивной деятельности, но и к видам оборудования, инвентаря, к методическим приемам, к отдельным занятиям (урокам) и к занятиям (урокам) в целом. Педагог (руководитель) по отметкам на отрезке высчитывает вначале процент интереса у каждого учащегося, а затем средний процент в группе (классе).

Метод "ситуации выбора". Занимающимся предлагается выбрать тот или иной вид физкультурно -спортивной деятельности, тот или иной снаряд, оборудование, тренажер, игру и т.д. по желанию (что интереснее). Подсчитывается количество выбравших данный вид деятельности, объект, предмет, игру и т.д.

Экспертная оценка интереса производится во время наблюдения за занимающимися. Интерес проявляется на разных уровнях и признаки его проявления могут быть различными в зависимости от возраста занимающихся. Приведем пример со школьниками [9,19].

Первый уровень становления интереса.

Признаками считается активное включение в выполнение заданий; жадное восприятие показа и объяснения упражнений; сильная сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении; отсутствие отвлечений; возникновение вопросов в процессе двигательной деятельности; желание как можно дольше выполнять упражнения; оживление школьников, появление радости на лицах; блеск широко раскрытых глаз; напряженность и устремленность вперед, чтобы лучше видеть и слышать.

Второй уровень. Показателями считаются особенности поведения и деятельности учащихся вне урока: после урока ученики не уходят, а окружают учителя, задавая ему вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме; наблюдаются беседы и споры между самими учащимися, добровольное взятие на себя заданий для самостоятельной работы.

Третий уровень становления интереса - это особенности всего образа жизни, возникающие под влиянием интереса к тем или иным видам физкультурно -спортивной деятельности: занятия этим видом в свободное от школы время, посещение соответствующих кружков физкультуры, спортивных секций.

Первый и второй уровни интереса определяются вместе (суммируется количество учащихся, проявивших интерес на этих уровнях). Показатели интереса, полученные в "ситуации выбора", сравниваются и делаются выводы по количеству учащихся, проявивших интерес к тому или иному виду физкультурно-спортивной деятельности, тому или иному снаряду, оборудованию, тренажеру, игре и т.д. А данные, полученные при экспертных оценках интереса в разных группах (классах), могут не только сравниваться, но и определять достоверность различия этих показателей по непараметрическому методу критерия знаков [9]. При математико -статистической обработке данных самооценки учащихся с помощью "шкалы интереса" можно производить следующие расчеты: высчитывать средний процент интереса в группе (классе), сигму, ошибки и достоверность различия средних арифметических величин в разных группах (классах) [9].

Перейти на страницу: 1 2 3