К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России

Государственный Совет Российской Федерации поставил задачу более широкого использования потенциала физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения нашей страны. Решение Госсовета России обсуждается на разных уровнях управления физкультурно -спортивным движением, где принимаются разного рода постановления, программы, планы, выдаются, к сожалению, далеко не всегда научно обоснованные рекомендации. Есть опасение, что вдохновленный решениями Госсовета чиновничье-бюрократический аппарат России, как в былые советские времена, начнет "управлять" процессом оздоровления нации, используя методы и приемы тоталитарного режима.

Уже сейчас открыто высказываются чувства ностальгии по прежнему ГТО, массовым стартам неподготовленных людей с нагрудными номерами. Мы спрашиваем нынешних, уже немолодых россиян: "Кто заставлял Вас испытывать эти муки?" И слышим такие ответы: "Преподаватели школ, вузов, инструкторы физкультуры; партийные, профсоюзные и комсомольские лидеры". Каждый шантажировал по-своему: низкой оценкой за четверть - в школах, незачетом по физвоспитанию - в вузе; критикой на всевозможных собраниях, заседаниях, а также лишением различных поощрений - в производственных коллективах и учреждениях.

Итог такого насилия над людьми с помощью системы существовавшего ГТО и массовых стартов печален. Из прошедших эту систему нынешних взрослых россиян занимается физической культурой и спортом - по разным данным, всего 1-2%. Неужели мы снова наступим на те же грабли? Думается, нет. В настоящее время имеются достаточно убедительные теоретические и экспериментальные данные [1, 3, 6, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 22 и др.], которые не должны позволить направить процесс оздоровления россиян в прежнее русло.

Не вдаваясь глубоко в теорию формирования здорового образа жизни человека, в данной статье мы напомним лишь некоторые теоретические позиции и дадим ряд практических рекомендаций. Эти позиции и рекомендации получили экспериментальное подтверждение [9], правильность их подтверждается и нашей практической деятельностью [10].

Основным компонентом здорового образа жизни человека является его личная физическая культура [6,10,14,15,17 и др.]. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния [10,14]. То есть личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности [8,10,12,13,14].

Естественно, когда человеку (школьнику, студенту, производственному работнику, служащему) задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью. Физкультурно-спортивная практика уже давно изобрела виды двигательной деятельности (виды спорта, традиционные и нетрадиционные системы физических упражнений), где ставятся цели, задачи, определяются средства и методы их решения, фиксируются поэтапные результаты, вносятся соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс и т.д.

Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом [9]. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели, эмоции. Все эти компоненты мотивации мы рассматриваем в единстве.

Все начинается в дошкольных детских учреждениях и в школе. Здесь следует пояснить, что у самых младших представителей человеческого рода мотивация воспитывается и формируется на основе естественной потребности в движениях, новых впечатлениях, в новой информации, в общении.

Мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю - по отношению к ребенку, школьнику, студенту и к человеку вообще [9, 20]. Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию ("Я"-концепция) [3, 9, 10, 16].

Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у него вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по группе (классу) во время этих занятий [9, 20].

Перейти на страницу: 1 2 3