Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на использование различных циклических средств подготовки

В подготовке лыжников-гонщиков используются разнообразные циклические средства, основные из которых - бег по пересеченной местности, кросс с имитацией, передвижение на лыжероллерах, лыжах различными стилями (коньковый ход, классический ход). В зависимости от поставленных целей и задач тренировочного периода соотношение этих средств меняется. В условиях естественного эксперимента исследовалась реакция сердечно-сосудистой системы (на примере ритма сердечных сокращений) на использование циклических средств подготовки.

Методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Анализ тренировочных дневников спортсменов.

3. Пульсометрия с использованием аппаратуры фирмы POLAR ELECTRO OY (Финляндия) - спорттестеры модели Vantage NV.

4. Методы математической статистики.

Организация исследования. Исследования проводились в команде высококвалифицированных лыжников-гонщиков в период с июня 1999 по февраль 2001 г. В данной статье рассмотрены данные за один мезоцикл подготовительного периода. Всего в эксперименте участвовали 24 спортсмена в возрасте 18 - 28 лет, имеющие спортивную квалификацию МС - 8, МСМК - 14 и ЗМС - 2. Изучались показатели ритма сердечных сокращений, зарегистрированные в покое и после выполнения нагрузки в циклических средствах.

На первом этапе мы анализировали соотношение объема используемых средств на учебно-тренировочном сборе в июне (г. Остров). Данные представлены в табл. 1. На втором этапе предметом исследования были средние индивидуальные значения показателей ритма сердца, зарегистрированные после тренировок с использованием различных циклических средств подготовки (табл. 2).

Результаты исследования. У спортсмена в начале подготовительного периода преобладает нагрузка циклического характера с использованием передвижения на лыжероллерах (как классических, так и коньковых) (см. табл. 1) . Относительный объем этих средств составил соответственно 40,1 и 36,4% от общего объема циклической нагрузки. В кроссе и кроссе с имитацией эти показатели значительно меньше - 7,9 и 15,7% .

Вся циклическая нагрузка по зонам метаболического обеспечения была разделена на поддерживающую и развивающую. К развивающей нагрузке мы отнесли тренировки, исходя из спектра метаболического обеспечения [7], в которых спортсмен работал в зонах III, IVa, IVb и IVc, к поддерживающей - тренировки с преимущественной работой в зонах I и II. Следует отметить, что в рассматриваемом периоде только тренировки с использованием такого средства, как кросс с имитацией, можно назвать развивающими, так как спортсмен выполнял нагрузку в развивающей (TZ) зоне энергообеспечения на уровне 48,8% и в зоне I+II на уровне 51,2% от общего объема нагрузки в тренировочном занятии, тогда как в других средствах вся нагрузка находилась преимущественно в поддерживающей зоне, на уровне 88,3-97,2%.

При изучении реакции ритма сердечных сокращений на использование циклических средств у спортсмена наблюдалась общая тенденция к изменению показателей ритма сердца. В частности, индекс напряжения (ИН), по Р.М. Баевскому, характеризующий состояние регуляторных систем организма, заметно увеличивается при использовании таких средств подготовки, как кросс с имитацией и передвижение на лыжероллерах классическим стилем. Амплитуда моды (%), которая характеризует состояние симпатической системы, при использовании также кросса с имитацией и передвижения на лыжероллерах классическим стилем, имеет тенденцию к увеличению показателей по сравнению с другими средствами. Мода, характеризующая состояние гуморального канала регуляции, заметно не увеличивается. Вероятно, у данного спортсмена организм адекватно воспринимал тренировочную нагрузку в начале подготовительного периода независимо от используемых средств подготовки. Изменение интервала RR, которое характеризует состояние парасимпатической нервной системы, по данным литературных источников, имеет тенденцию к улучшению выносливости [1], что подтверждается и нашими данными.

Выводы

1. Оптимальным можно считать следующее соотношение средств подготовки в начале подготовительного периода:

Перейти на страницу: 1 2 3 4