Двигательные возможности человека методологические аспекты развития, сохранения и восстановления

Использование специальных тренажерных устройств в физической подготовке студентов позволяет им быстрее овладевать новыми двигательными навыками и совершенствовать технику легкоатлетических упражнений, что рассматривается как повышение двигательных возможностей за пределами возрастных границ их естественного развития [13].

Накопление экспериментальных данных позволило нам совместно с И.П. Ратовым выдвинуть теорию единства методологических подходов к решению проблем развития, сохранения и восстановления двигательных возможностей человека в спортивной тренировке, оздоровительной и лечебной физической культуре [28].

Основой этой теории является методический принцип детерминирования физических упражнений в зависимости от их целевой направленности. Детерминирование означает определение условий, в которых выполняется упражнение, а также режимы их использования. В качестве детерминантов могут выступать характеристики физической, информационной, психологической и социальной среды (см. таблицу).

Так, в процессе развития двигательных возможностей у детей-инвалидов в первую очередь необходимо создать теплую, дружественную по отношению к ним обстановку, в условиях которой осуществляется конструирование внешней помощи для обучения естественным движениям [38].

При решении задач восстановления частично утраченной вследствие травм и заболеваний двигательной функции управляющее физическое воздействие технического устройства дополняется информацией об особенностях выполнения движений и функционирования организма [35].

Использование искусственно создаваемых с помощью электростимулятора воздействий на активные элементы двигательного аппарата спортсмена приводило к усилению его естественных действий и повышению спортивного результата [36]. В сочетании с другими, специально сконструированными условиями выполнения спортивного упражнения этот метод позволял спортсмену сначала на стенде, а затем и в реальных условиях показывать результаты, превышающие мировые достижения [35].

В случае подбора и конструирования физических характеристик дорожек, спортивных снарядов и тренажеров для тренировки спортсменов удается разрешить противоречие между необходимостью увеличения нагрузки и лимитированными возможностями опорно-двигательного аппарата, реальным двигательным потенциалом спортсмена и невозможностью его полной утилизации в обычных условиях [37].

В конечном итоге такое биомеханически обусловленное конструирование привело к созданию "предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений" [27].

Опыт работы с лицами пожилого возраста по сохранению здоровья и двигательных возможностей, проводимой по программе Школы здоровья [14], указывает на необходимость создания мини-социума, в котором хотя бы временно создаются условия для реализации биомеханических и биоэнергетических принципов естественного оздоровления [15].

Экспериментальные исследования показали, что использование специальных упражнений [16 - 18] в условиях временно созданного социума и в благоприятной психологической обстановке в сочетании с оздоровительными факторами природы, целительным питанием [19] и специальным тренажером [4], позволяет даже за относительно непродолжительный период нормализовать артериальное давление, снять болевые ощущения, на 20-30% повысить подвижность в суставах, увеличить силу и выносливость, умственную и физическую работоспособность [20, 21, 22]. Применение данного подхода несколько раз в году обеспечивает сохранение двигательных возможностей и замедляет проявления процессов старения организма человека.

Таким образом, представляется, что возможности оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки в плане развития, восстановления и сохранения двигательных способностей человека могут быть существенно расширены благодаря разработке методических приемов подбора и комбинирования естественных и искусственных условий выполнения физических упражнений.

Перейти на страницу: 1 2 3