Непрерывное физкультурное образование

В настоящее время физическая культура и спорт стали одним из важнейших направлений государственной политики России. Одна из причин этого - снижение уровня здоровья населения, что неблагоприятно влияет на показатели экономики, обороноспособности государства. В связи с этим первоочередная задача спортивной наукой - поиск более эффективных путей, форм, средств, методов, методик физического воспитания населения страны, и прежде всего подрастающего поколения.

Л.П. Матвеев, рассматривая физическое воспитание в качестве одного из видов воспитания, определяет его как "образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно -образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.)" [5, с. 7].

Поэтому основными категориями физического воспитания как педагогического процесса являются воспитание, образование, обучение, развитие.

"Вместе с тем физическое воспитание отличается своими специфическими особенностями. … физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей. Этим не ограничивается все содержание физического воспитания, но это более всего характеризует его специфику " [5, c. 8].

Следовательно, в рамках одного и того же учебного предмета "физическое воспитание" необходимо решать общие и специфические педагогические задачи.

Для решения общих педагогических задач предмет "физическое воспитание" должен подчиняться основным законам построения учебного предмета, как-то: математика, русский язык, биология и т.д. Основная задача предмета "физическое воспитание" в этом случае - формирование знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, то есть нужно решать задачи теоретической (образовательной) подготовки занимающихся (физкультурное образование).

Одновременно физическое воспитание выступает как тренировочный процесс, в рамках которого должны решаться специфические задачи физического воспитания.

В настоящее время физическое воспитание подрастающего поколения организуется в рамках уроков по физической культуре в общеобразовательных школах, а также в структурах дополнительного образования - это ДЮСШ, спортивные клубы, секции и т.д. Основной формой организации физического воспитания в них является учебно-тренировочный процесс, где одновременно решаются и общие, и специфические задачи физического воспитания.

Задачи учебного (теоретического, образовательного) направления, хотя и считаются очень важными, решаются в рамках тренировочного направления по остаточному принципу, то есть большая часть времени затрачивается на физическую подготовленность. Качество учебного процесса по физическому воспитанию определяется по спортивным результатам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6