Влияние аффективных ценностей неоспорта на олимпийскую культуру школьника

Олимпийская культура школьника формируется на основе специальных знаний по олимпизму и мотивации на активное освоение спортивной практики. На основе олимпийской культуры формируется и олимпийская ментальность современного социума (Л.И. Лубышева, 1999). В последние годы сформировались две новые научные дисциплины: "олимпийская педагогика" и "олимпийская культура", объектом исследования которых является изучение сферы социальной жизни общества, связанной с олимпийским движением (В.И. Столяров, 1999). Отечественными и зарубежными учеными ведется поиск эффективных форм и средств направленного формирования олимпийской культуры школьников через систему олимпийского образования. Разработаны и успешно внедрены в учебный процесс базовые и вариативные учебные программы и методические пособия, способные обеспечить учащимся необходимый уровень олимпийских знаний. Вместе с тем не учитывается один очень важный фактор: параллельное, условно стихийное, формирование у детей и подростков интереса и ценностных ориентаций на социально опасные виды спорта и спортивные зрелища.

Ценности, как известно, образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной) культуры любого общества. Как отмечает Фридрих Ницше в работе "Воля к власти" (1994), любое явление, оцениваемое как хорошее или плохое, - ценность. В одном и том же обществе могут существовать плюралистические точки зрения на одно и то же явление. Ценности - это часть мировоззрения социальных общностей, способ реакции групп на различные социальные ситуации. В частности, по теории Р. Вильямса (1979) аффективные ценности связаны с удовлетворением, наслаждени ем, получением удовольствия. Если говорить о зрелищности спорта, то для зрителя спорт в этом случае - аффективная ценность. Ценность любого вида спорта может рассматриваться в двух аспектах: как его положительная или отрицательная оценка и как критерий, с помощью которого данный вид спорта оценивается. Критериями оценки положительного влияния спорта на развитие человека и общества служат гуманистические идеалы и ценности, высший из которых - здоровье человека. В этой связи спорт рассматривается в двух аспектах: педагогическом - с точки зрения меры допустимости нагрузок для занимающихся и моральном - с позиций содержания ценностного потенциала спортивной деятельности и видов спорта.

Если говорить о профессиональном спорте и спортивном шоу-бизнесе, то именно здесь возникает больше всего антигуманистических проявлений. Именно виды спорта группы риска, называемые экстремальными , приобретают популярность среди подрастающего поколения. Опасность влияния ряда видов неоспорта заключается в том, что антигуманистические ценности могут быть приняты индивидом, социальной группой или обществом в целом. Например, спортсмен, занимаясь видом спорта, в котором налицо все проявления жестокости, насилия, грубости, рискует развить в себе отрицательные черты личности. Зрители, которые регулярно смотрят соревнования по видам спорта, пропагандирующим зло и насилие, способны составить социальную группу (возможно, маргинальную), где ценности, признаваемые обществом отрицательными, могут быть данной группой приняты и возведены в ранг императивов (требований). Вероятно, аффективные ценности неоспорта во многом определяют поведенческий выбор подростков и принимаемую ими структуру ценностей и отрицательно сказываются на процессе формирования олимпийской культуры личности и олимпийской ментальности общества.

Перейти на страницу: 1 2 3