Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов вуза

Наиболее популярным, массовым и востребованным видом двигательной активности в среде студенческой молодежи в последние годы были ритмическая гимнастика (РГ) и ее разновидности. Однако в настоящее время наблюдается снижение числа желающих заниматься этим видом двигательной деятельности. Это подтверждают данные анкетного опроса студентов Волгоградских вузов (И.В. Макарова, 1996; Т.Г. Вялкина, 1997, и др.). Одной из наиболее значимых причин снижения интереса к занятиям РГ респонденты считают чрезмерную сложность гимнастических комплексов, что для студентов (особенно из сельской местности), не обладающих достаточным уровнем координационных способностей и двигательным опытом, служит непреодолимым препятствием. В связи с этим цель нашего исследования заключается в том, чтобы исследовать возможность дифференцированного применения комплексов ритмической гимнастики различной координационной сложности в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе.

В процессе анализа низкой эффективности применяемых в курсе "Ритмическая гимнастика" методик мы изучали причины мотивационно -ценностного отношения студентов к занятиям, их физическое состояние и координационные возможности. Анкетирование показало, что девушки 1-го курса выбирают те виды двигательной активности, в которых они могут реализовать свой потенциал. Желание заниматься в группах РГ высказали 24,9% девушек 16-17 лет. Студентки 18 лет и старше практически не выбрали этот вид двигательной деятельности (1,7%). Следовательно, уже после первого года обучения в вузе интерес к занятиям РГ по традиционной методике снижается.

Основными мотивами для занятий РГ являются: желание быть аттестованным по предмету "физическая культура" - 33,2%, быть привлекательным для лиц противоположного пола - 13,5%, добиться признания окружающих, поднять свой авторитет - 12,6%, оптимизировать вес - 10,3%, улучшить осанку, походку - 8,2%, повысить свою физическую подготовленность - 6,9%, продлить активное долголетие - 4,7%, приобрести жизненно необходимые умения и навыки - 3,3%, воспитать силу воли - 3,2%, использовать возможность отдохнуть, отвлечься от обыденных дел - 2,3%, участвовать в спортивных мероприятиях - 1,8%. Таким образом, ведущим мотивом на занятиях РГ остается аттестация по предмету, а не самосовершенствование в физическом развитии.

Исходный уровень функционального состояния и физической подготовленности занимающихся составляет 2,2 балла - "ниже среднего". Такие физиологические показатели, как вес и АД, в среднем несколько превышают возрастной норматив, а показатели физической подготовленности ниже возрастного норматива. Быстрота реакции (по тексту "поймать линейку") - ниже на 4 см; показатели динамической силы (высота прыжка) - хуже на 10 см; скоростная выносливость (сгибание рук) - ниже норматива на 4 раза; общая выносливость - хуже возрастного норматива на 78 с).

С учетом этого при организации занятий по РГ целесообразно применять средства и методы, направленные на повышение "отстающих звеньев": общей выносливости, скоростных и координационных способностей в сочетании с элементами оздоровительных технологий.

Разработанная нами методика принципиально отличалась от традиционно применяемых в практике физического воспитания в вузах следующим:

- комплексы РГ дифференцировались по трем уровням координационной сложности;

Рис. 1. Схема комплексов занятий ритмической гимнастикой для студентов основного отделения

- в них включались дыхательные упражнения различного характера: гипоксическая тренировка по Ю.Б. Буланову, дыхательные гимнастики В.С. Чугунова, дыхательные упражнения для коррекции веса и фигуры, трехфазное дыхание Кофлера-Лобановой-Лукьяновой, тренировка резервов мощности дыхательной системы по С.Н. Кучкину, дыхательные упражнения для профилактики заболеваний органов зрения;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5