Экология физической культуры человека

Актуальность экологических проблем подчеркивается тем, что в Международном стандарте высшего образования по физической культуре имеется специальная учебная дисциплина - "Экология". Поскольку все предметы учебного плана рассматриваются с точки зрения профессии, "Экология" на факультете физической культуры также требует профессионального подхода. Данную учебную дисциплину необходимо рассматривать, на наш взгляд, как экологию физической культуры. Экология как область знаний устанавливает закономерности взаимодействия организмов между собой и с окружающей их средой, а на современном этапе это трактуется как взаимодействие человека с природной средой [5], так как физическая культура как часть общей культуры общества направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Формирование физической культуры осуществляется при участии средств физической культуры: физических упражнений, гигиенических факторов, режима труда и отдыха, естественных сил природы, которые влияют на организм человека комплексно.

Исходя из этого, мы рассматриваем экологию через призму физической культуры. Экология физической культуры изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях мышечных тренировок в процессе изменяющихся условий среды обитания человека. Этот процесс включает комплекс морфологических, физиологических преобразований в организме, обеспечивающий возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Многие природные и особенно адаптогенные факторы наряду с позитивным влиянием оказывают и негативное влияние на организм человека [2]. Знание закономерностей и физиологических механизмов приспособления человека к различным климато-географическим, производственным условиям, к физическим нагрузкам в зависимости от экологических закономерностей, позволит обосновать принципы их взаимоотношений, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека [2], особенно в процессе его роста и развития с использованием основных средств физической культуры.

Двигательная деятельность, будучи специфической формой человеческой деятельности, способствует совершенствованию организма, включая все основные средства физического воспитания [6]. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление его к изменяющимся условиям среды. Тренированный к физическим нагрузкам организм становится более устойчивым к изменяющимся условиям среды, а также характеризуется специфическими особенностями функционирования отдельных физиологических систем как в покое, так и во время нагрузки. Наши экспериментальные исследования в течение длительного времени, а также наблюдения в естественных условиях обитания организма в процессе воздействия на него различных двигательных режимов позволили установить закономерности функционирования сердечно-сосудистой системы и механизмов ее регулирования, в частности в растущем организме. Как известно, двигательные режимы различной интенсивности можно рассматривать как факторы, вызывающие различные изменения в организме человека. Двигательная активность в условиях предоставленной двигательной свободы, как правило, ведет к нормальному росту и развитию организма, в частности его физических качеств, а также функционального состояния сердца [6]. Это мы можем представить как экологическую норму. Усиленная двигательная активность, вызывая значительное беспокойство всех систем организма, в частности сердечно-сосудистой, ведет к стимулированию процесса развития, а также функциональному созреванию его систем [7]. Так, систематические тренировки плаванием лабораторных животных приводят к гипертрофии миокарда, развитию возрастной брадикардии тренированности и увеличению сердечного выброса [1, 3]. Это можно рассматривать как следствие нарушения экологического равновесия, т.е. воздействия на организм усиленного двигательного режима. Кроме того, нами было изучено влияние на организм ограничения двигательного режима - гипокинезии. В этих условиях мы обнаружили снижение темпов функционального развития организма, в частности сердца. У лабораторных животных замедляется процесс возрастного увеличения массы сердца и массы тела. На относительно высоком уровне сохраняется ЧСС, процесс гипертрофии миокарда развивается малыми темпами, и как следствие - низкие показатели сердечного выброса [1, 3]. В данном случае мы это рассматриваем также как выход организма из экологического двигательного равновесия. Эти два двигательных режима не являются крайними вариантами двигательной деятельности, ибо, согласно классификации профессора Р.А. Абзалова (1985), имеются еще два режима двигательной активности: резко усиленная двигательная активность и резко ограниченная двигательная активность, которые вызывают более выраженные и глубокие изменения в растущем организме. Однако и вышеуказанные режимы двигательной активности сопровождаются значительными функциональными изменениями растущего организма, их можно считать выходящими за пределы границы оптимального функционирования физиологических систем. Они являются характерными именно для данных условий взаимодействия организма с самой природой двигательной деятельности человека. Обращает на себя внимание тот факт, что эти условия двигательной активности не только по-разному влияют на функциональное развитие организма, но и выраженность этих изменений оказывается различной. Мышечные тренировки в большей мере стимулируют функциональное развитие сердечно-сосудистой системы, а гипокинезия, наоборот, в меньшей степени тормозит развитие основных функций организма. Тем не менее оба случая можно рассматривать как изменение экологического равновесия в двигательной активности человека. На наш взгляд, самое главное, что отдаленные последствия воздействия вышеуказанных отклонений в экологии двигательной активности организма неизвестны и требуют изучения.

Перейти на страницу: 1 2