Развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и материально-технической базы физической культуры

со стороны республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург , а также органов местного самоуправления - самостоятельное и в полном объеме осуществление всех необходимых функций: по созданию условий для занятий населения физической культурой по месту жительства и в местах отдыха в соответствии с государственными нормативами финансирования (ст. 15); в том числе для инвалидов (ст. 18, п. 2); строительству (ст. 27 и 28) и использованию ФО и СС (ст. 29); предоставлению льготных физкультурно-спортивных услуг (ст. 33).

В новом Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации, который принят 29 апреля 1999 г., эта линия продолжена в ст. 3 и 4 "Принципы государственной политики и меры государственной поддержки", а также в ст. 6, 11, гл. III и VI. Таким образом, в настоящее время, несмотря на отмену вышеназванных Основ, четко определены сферы влияния всех уровней управления на развитие сети ФО и СС. Проблем много. Кроме ошибочной практики установления нормативов по старым СНиПам и нормативам, которые искажали представление об уровне обеспеченности населения ФО и СС и препятствуют выделению необходимых средств на их развитие, следует преодолеть психологию "остаточного метода" и "привычки" администраций ФО и СС использовать их неэффективно.

Не все ФО и СС, впрямую попадающие под "государственную руку", обслуживают прямые отраслевые задачи ФКиС. Те из них, которые находятся в ведении учебных заведений, дошкольных, медицинских, санаторно-курортных, туристских и ряда других учреждений отдыха, используются для решения задач, присущих соответствующим отраслям. В программах учебных заведений физкультура - такой же предмет, как и все остальные. Поэтому для школы, вуза, ПТУ или техникума спортивные залы так же необходимы, как специально оборудованные классы и аудитории. То же самое можно сказать о ФО и СС детских садов, поликлиник, врачебно-физкультурных диспансеров, профилакториев, домов отдыха. Об этом было сказано и вначале, т.е. сеть ФО и СС делится на открытую и закрытую (или правильнее - на группы ФО и СС общего и ограниченного пользования). Поэтому администрации региона столь существенно при определении показателей направления его социально-экономического развития иметь в виду, что сеть ФО и СС призвана обслуживать не конкретную демографическую, профессиональную или иную социальную группу, а все население . В связи с этим необходимо использовать ранее предложенную систему расчетов для достоверной оценки обеспеченности населения региона ФО и СС, формирования и проведения эффективной инвестиционной политики. Это позволит администрациям регионов при разработке ими социальных норм и нормативов, в том числе - единовременнной пропускной способности ФО и СС на 10 тыс. населения, определить следующие нормативы:

- обеспеченности спортивными залами;

- обеспеченности плавательными бассейнами;

- обеспеченности плоскостными сооружениями;

- единовременной пропускной способности;

- удельных капитальных вложений на единицу пропускной способности;

- удельных эксплуатационных затрат на единицу пропускной способности.

При выделении ассигнований в регионах, по нашему мнению, основополагающим должно быть (так как 100%-ный норматив обеспеченнос ти рассчитывался на этих принципах) наличие:

- в учебных заведениях (включая детские дошкольные учреждения) всех необходимых условий для удовлетворения в режиме учебного и продленного для требований двигательного режима учащихся;

- на предприятиях и в учреждениях - простейших ФО и СС, позволяющих обеспечить занятия в режиме трудового дня;

- ФО и СС по месту жительства в объеме, обеспечивающем возможность проведения индивидуальных (самостоятельных) занятий населения и подвижных игр, в первую очередь для детей.

При разработке целевой ресурсной программы развития сети ФО и СС региона администрации регионов должны просчитывать и оптимизационную задачу - совместного использования существующей и планируемой к строительству спортивной базы региона независимо от организационно-правовой формы ФО и СС. Другими словами, должна быть разработана генеральная схема развития ФО и СС региона.

Перейти на страницу: 1 2 3 4