Развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и материально-технической базы физической культуры

Таблица 2. Уровень обеспеченности населения различными видами сооружений по состоянию на 1988г., %

 

Спортивные залы

Крытые плавательные бассейны

Открытые плавательные бассейны

Плоскостные сооружения

1976

1980

1988

1976

1980

1988

1976

1980

1988

1976

1980

1988

РСФСР

31,7

42,5

52,5

21,0

31,5

16,8

5,4

7,7

5,0

40,8

38,6

58,2

РФ(1999)

41,5

Всего крытые и открытые - 4,6

22,3

С учетом изложенного в целом по России на 1 января 2000 г. обеспеченность населения составляет 21,2% (по видам ФО и СС - см. табл. 2, Российская Федерация). Замедление темпов роста сети ФО и СС, как и многих других объектов сферы услуг, являлось прямым следствием практичес ки "остаточного" выделения ресурсов на развитие социальной инфраструктуры. Различия по уровню обеспеченности спортсооружениями отдельных регионов России велики. Так, Республика Бурятия только на 24% обеспечена спортивными залами и на 1,5% - крытыми бассейнами, а в Омской области обеспеченность залами - 54,3%, бассейнами - 6,6%. Большие различия и в обеспечении ФО и СС городского и сельского населения. Так, по обслуживающей способности стадионов (в год в расчете на 10 тыс. жителей) город опережает село в Северном и Уральском регионах в 9 раз, в Северо-Западном - 2 34, в Волго-Вятском - в 24 раза. Сельские школы лишь на 50% обеспечены спортивными залами, практически отсутствуют бассейны для обучения плаванию дошкольников и младших школьников. При этом необходимо отметить, что многие существующие спортивные сооружения находятся в неудовлет ворительном техническом состоянии. Ситуация обостряется в условиях рыночной экономики: какой стадион или какая спортивная площадка выживет в жестких условиях рынка, если стены держатся "на честном слове", а в раздевалках и в залах нет необходимого оборудования, некоторые помещения находятся в антисанитарном состоянии. На многих ФО и СС при строительстве основного объекта (залов, манежа, бассейна) "забывали" (да и сейчас "забывают" тоже) о необходимом количестве раздевалок, гардеробных, мест отдыха занимающихся и обслуживающего персонала. В итоге пропускная способность сооружения ограниченна. Таким образом, для развития сети ФО и СС необходимы совершенствование нормативной базы, реконструкция ФО и СС, их техническое перевооружение, дальнейшее строительство. Решение указанных проблем потребует многих лет и связано со специальными усилиями как на федеральном уровне (развитие технических средств оснащения ФО и СС - от льдоуборочных комбайнов до специальных тренажеров, специальных производств - изготовление сборных пластиковых блоков для ванн плавательных бассейнов), так в основном и региональных организаций, администраций. Именно такой подход и был заложен в Основах законодателства Российской Федерации о физической культуре и спорте1, где общими принципами правового регулирования отношений в области развития сети ФО и СС являлись:

со стороны федеральных органов государственной власти и управления: установление федеральных требований к спортивным сооружениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях (ст. 4, п. б; ст. 28, п. 3, 4); прямое финансирование ФО и СС федерального значения (ст. 4, п. 5, 6); создание единой государственной системы информационного обеспечения (ст. 4, п. 7); контроль исполнения законодательных и нормативных актов Российской Федерации (ст. 7, п. 4, ж), в том числе за администрациями ФО и СС (ст. 20, п. 3);

Перейти на страницу: 1 2 3 4