Теория здоровья как новая учебная дисциплина в академиях физической культуры

В настоящее время ведущее место в научных исследованиях занимает системный подход, получивший всеобщее признание в качестве интегрального способа современного научного познания. Значительный вклад в разработку методологии системного подхода внесли А.А. Богданов-Ма диновский (1913-1917), H. Винер (1952),Л. Берталанфи (1968), П. К. Анохин (1978), К В. Судаков (1987), А. Г. Щедрина (1992).

Системный подход исследует целостность объекта материального мира методами "системного синтеза" и "системного анализа". Системным анализом исследуются компоненты и части целого объекта, но не изолированно, сами по себе, а во взаимосвязи этой части с каждой другой частью объекта. Изучаются место, вклад, значимость и связи этой части в целом. Системный синтез предполагает исследование интегральных уровней и систем целостного организма, которые являются результатом совместной деятельности большинства или всех структурно-функциональных единиц организма человека, объединенных одной общей идеей - сохранения и продления жизни в условиях постоянного воздействия внешних и внутренних факторов, способствующих или мешающих жизнедеятельности.

В последние 12 лет много говорят о валеологии, но что же нового привнес И.И. Брехман (1987) в науку о здоровье, если он обращает внимание только на питательную, психическую и двигательную системы организма? До валеологии уже существовали "науки о здоровье": гигиена (< гр. hygienos - целебный, приносящий здоровье) - раздел профилактической медицины и санитария (< лат sanitas - здоровье) - наука о здоровье.

Системный подход в курсе "Теория здоровья" предполагает рассмотрение всех 12 интегральных систем человеческого организма (известных на сегодняшний день) и введение "новых".

Существует 5 уровней "первопричин", от которых зависит, в каком состоянии будет находиться организм: здоровом или больном. Первый уровень, "Духовный", - причина несчастий и болезней каждого человека, народа и человечества - лежит в "невежестве", "гневе" и "страсти" (Чжуд-ши). Под "невежеством" понимается: а) незнание законов Природы, б) нежелание знать законы Природы, в) нежелание следовать законам Природы. Миром правят законы, несоблюдение их ведет к болезни и преждевре менной смерти. Под "гневом" понимается крайнее проявление "нетерпимости": к человеку с другим разрезом глаз, цветом кожи, нетерпимость к "чужому языку", "чужим мыслям" и прочее.

В "нетерпимости" черпают силы: фашизм, расизм, национализм, шовинизм и прочее. Они - причина всех войн,насилий и бедствий. Под "страстью" понимается незнание меры в дыхании, питании, работе и отдыхе, эмоциях, чувствах и прочем. "Мера - лучше всего". Любой недостаток или избыток ведет к болезни.

Второй уровень первопричин, "Телесный" (физический), - болезней не будет, если для них нет условий (Чжуд-ши). Если жизненные силы (питание, дыхание, движение и др.) восполняются полностью и в срок, а нечистоты (кал, моча, пот и др.) выводятся из организма полностью и в срок, то не будет условий для болезни. В принципе это своеобразная интерпретация "системы гомеостаз - гомеокинез".

Третий уровень первопричин, "Межорганных связей", - все органы находятся в 5 группах (У Синь - в "5 фазах"), между органами внутри "фаз" и между "фазами" существуют "жесткие" связи, описанные учениями: Инь-Ян, У Синь, Чжан-Фу, И цзинь (Хуан ди Нэй цзинь - китайская медицина). В западной медицине отсутствует учение о взаимосвязи между органами в том виде, в котором они описаны в китайской медицине.

Перейти на страницу: 1 2