Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и овершенствования в них

Использование данного стационарного стенда, который легко оснащается средствами обратной связи, действующими в реальном масштабе времени, открывает перспективы использования "психобиомеханического подхода", позволяющего проводить приемы экспресс-коррекции характеристик спортивной техники непосредственно во время выполнения кратковременных попыток.

Получение данных сопоставительного экспресс-анализа различных характеристик двигательной деятельности уже в процессе попытки и обязательно сразу по ее окончании позволяет выявлять причинные связи между контролируемыми показателями, причем с использованием еще не потерянных ощущений от только что выполненного двигательного задания.

Для теоретиков спортивной тренировки и физиологов упражнений могут показаться спорными положения о естественности воспроизведения максимально интенсивных двигательных беговых циклов, выполняемых не только в условиях искусствен но ограниченного влияния гравитации, но и при условии дополнительной искусственной интенсификации движений. Здесь могут применяться не только обоснованные И.П. Ратовым [7] приемы искусственной активизации мышц, но и методы "дополнительной нергетической подпитки" в форме предложенного нами "искусственного тонуса" [3] или средств взаимного сопряжения движений [12].

В этой связи считаем необходимым подчеркнуть, что изучать движения, по нашему мнению, следует не с уровня двигательных проявлений, начинающегося с постепенным их усложнением по мере роста квалификации, а с уровня его потенциальных возможностей, которые могут быть достигнуты в условиях тех или иных средств ИУС. Методологически и экспериментально обосновано положение о том, что на "двигательное настоящее" данного испытуемого следует смотреть из искусственно созданного состояния его "двигательного будущего", поскольку при этом достаточно четко видны и осознаваемы причины, мешающие реализации потенциальных возможностей [5]. При этом определение лимитирующих причин и условий должно происходить с позиций рекордного результата, т.е. при "взгляде сверху", что является основным положением при синтезе методических алгоритмов, характерных для новой педагогики, соответствующей этапу развития научно-технического прогресса.

Обучение в условиях применения методичес ких средств ИУС должно основываться на уровне технологии с учетом особенностей протекания механических, биологических и психических процессов, что трансформировано в технологических требованиях, сформированных (в идеале) с позиций алгоритмов новой научной дисциплины - "биомехатрони ки".

Предмет биомехатроники (согласно мнению предлагающих ее авторов - И.П. Ратова, В.К. Бальсевича, В.Д. Чепика, П.Р. Парушева, [9]) можно определить " .как обоснование, расчет и реализация технологий формирования и осуществления двигательных действий, обеспечивающих достижение запланированных результатов".

Наиболее важной особенностью использования научных знаний при построении упомянутых технологий мы считаем наличие "биомеханическо го подхода", предполагающего построение цепей причинно-следственных зависимостей на основе взаимовлияния феноменов, рассчитываемых в настоящее время в рамках научных дисциплин. Если в качестве точки отсчета взять планируемый спортивный результат, то новые технологии нужно строить исходя из расчетных или экспериментальных величин скоростей, ускорений и усилий, из подсчета данных об особенностях мышечной координации.

Перейти на страницу: 1 2 3