Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и овершенствования в них

Выдвижение И.П. Ратовым [7, 8] теоретических положений о возможностях коренного преобразования всей практики обучения движениям на основе усиления влияния специально создаваемых внешних условий для осуществления искусственных движений заставило задуматься над дальнейшими перспективами применения нетрадици онных методических подходов. Экспериментальное подтверждение гипотез, вытекающих из высказанных им положений, вовсе не означало автоматического признания теоретиками и практиками спорта постепенно детализируемой концепции "искусственная управляющая среда" (ИУС) и их методических перспектив, которые раскрываются в процессе практического внедрения.

Трудности признания теоретических основ данной концепции определяются прежде всего тем, что длительная "отшлифовка" традиционных объяснений теории обучения и совершенствования движений позволяет достаточно логично снимать возможные вопросы по применяемым повсеместно и, казалось бы, полностью оправдыва ющим себя методикам. Вследствие этой утвердившейся обоснованности даже самым нетрадиционно мыслящим представителям спортивной науки трудно прийти к заключению о том, что для того, чтобы добиться рекордных результатов, следует обосновывать и учитывать различные воздействия на спортсмена факторов среды, и прежде всего гравитационного поля.

Но в то же время, даже при осознании этого главного положения выдвинутой И.П. Ратовым концепции, пониманию путей ее практической реализации препятствует необходимость расчета изменений в составе компонентов внешнего искусственного окружения, которые должны быть применены при обучении и тренировке в различных видах физических упражнений.

Если основные методологические положения концепции уже прошли экспериментальную апробацию, то ее методический аппарат находится в стадии уточнения и детализации, особенно в связи с тем, что ощущается острейшая необходимость учета специфических особенностей различных видов деятельности. В практике освоения рекордных результатов в таких существенно отличающихся друг от друга видах физических упражнений, как снарядная гимнастика [4, 11], прыжковая акробатика [5], в тяжелоатлетических упражнениях [13], каждый из объектов приложения упомянутой концепции потребовал выработки своих специфических методических позиций и, естественно, достаточно отличающихся друг от друга средств.

Оценивая получаемые в различных научных коллективах данные экспериментальных работ, мы, с одной стороны, утверждались в правильности главных концептуальных положений ИУС, а с другой стороны, имели возможность увидеть особенности интенсифицированной циклической двигательной деятельности, избранной нами в качестве объекта исследования.

Закономерности скоростных беговых движений переносимы и на бег несколько меньшей интенсивности (и на другие виды спорта скоростно-силового характера), так как существует потенциальная вероятность использования каких-то комплексов "искусственного управляющего окружения" для того, чтобы на дистанциях, например протяженнос тью 800 и 1500 м, сохранить максимально возможную скорость и показать в подобных условиях соответствующие этой скорости результаты.

Важным обстоятельством следует признать относительную простоту подкрепления естественных беговых действий специально сконструированными воздействиями со стороны средств ИУС, дополняющими саму конструкцию созданного нами тренажерного стенда на базе "инерционной дорожки" [2, 12].

Перейти на страницу: 1 2 3