Спортивное плавание сегодня

Вместе с тем, так было не всегда. В 1952 г. в Хельсинки наша команда впервые приняла участие в Играх Олимпиады. В состав первой олимпийской сборной вошло 18 пловцов (15 мужчин и 3 женщины). Результат оказался посредственный: всего одно попадание в финал, а там - 6 место.

На следующих Играх Олимпиады (1956 г.) в Мельбурне советские пловцы также показали слабые результаты: лишь две бронзовые медали. Олимпиада в Риме (1960) нам тоже не принесла успеха: ни одной медали, два пятых и одно шестое места. Вот как пишет З.П. Фирсов: "Главной причиной слабых результатов советских пловцов явились методические просчеты в предварительной подготовке, недостаточная требовательность тренеров к выполнению спортсменами тренировочных планов. Ряд пловцов не проявили достаточных волевых качеств, нарушили режим питания, значительно увеличили свой вес". IV Пленум Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР отметил, что "вследствие слабой физической технической подготовки и специальной выносливости наши лучшие пловцы не были способны поддерживать высокую скорость на протяжении всей дистанции, снижали результаты от предварительных заплывов к полуфиналам и финалам. Большинство пловцов сборной команды плохо владеют техникой поворотов, у них отсутствует эффективный гребок руками, в особенности при частом ритме движений". Еще до Олимпиады было ясно отставание наших пловцов вследствие недооценки физической подготовки. Уже тогда лучшие австралийские, японские и американские пловцы проплывали в один тренировочный день по 6-7 км с прохождением большого числа отрезков на высоких скоростях (наши же - всего 2-3 км). Президиум ЦС принял решение: тренеры сборной "провалили подготовку команды, грубо нарушив все основные принципы современной методики тренировки" [7].

В высокогорном Мехико (1968) - положение оказалось чуть лучше: 23 медали, но ни одной золотой. Американские же пловцы завоевали 21 золотую медаль!

Огромный рост достижений отмечен на Олимпийских Играх в Мюнхене (1972): 30 мировых рекордов, 79 олимпийских и 313 национальных. У наших пловцов отмечался спад: всего 2 серебряные и 3 бронзовые награды [8].

Такое положение в "медаленосном" виде спорта - плавании - не устраивало руководство КПСС и советское правительство. Шла борьба двух политических систем. В ЦК КПСС было решено: "Догнать и перегнать Америку!": ведь, начиная с 1920 г., большинство медалей в плавании традиционно доставалось американским спортсменам. В США уже к 1942 г. было построено свыше 30 тыс. крытых плавательных бассейнов. У нас их число достигло 1 тысячи лишь к 1977 г. (сегодня их около 2200; в США - свыше 4 500 000). После решения ЦК "маховик" системы стал стремительно "раскручиваться". При ДЮСШ открывались отделения плавания, интенсивно создавались спортивные школы плавания, в вузах физической культуры организованы кафедры. Ведущие тренеры страны ехали в регионы "поднимать" плавательные центры. Они были обеспечены всеми условиями для работы.

Уже через несколько лет система организационных мероприятий дала свои результаты. Советские пловцы в конце семидесятых добились на международной арене выдающихся результатов. Об этом ярко свидетельствуют победы В. Сальникова, М. Юрчени, М. Кошевой, Л. Качюшите, И. Полянского, С. Фесенко, А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой и многих других. Коренную перестройку для того, чтобы выйти, казалось бы, из безнадежного положения, обеспечил ряд ведущих специалистов во главе с главным тренером сборной команды СССР С.М. Вайцеховским.

В чем же причина столь значительного сдвига в отечественном спортивном плавании?

Прежде всего, были обеспечены серьезные организационные и материально-технические предпосылки для реализации современной системы подготовки. В частности, были выделены следующие основные организационные моменты:

органическая взаимосвязь вышестоящих (сборные команды страны) и нижестоящих (ДЮСШ, СДЮШОР, ШИСП, сборные ДСО и ведомств, союзных республик) организационных звеньев в плане целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического подготовки спортсменов;

обусловленность системы соревнований, материальной и моральной стимуляции тренеров качеством построения системы спортивной подготовки с позиций интересов сборных команд страны;

создание условий, обеспечивающих постоянную здоровую конкуренцию спортсменов в ходе тренировочного процесса и ее использование как фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;

объединение лучших тренеров и лучших спортсменов, независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения, и создание тем самым условий для эффективного обмена опытом и для тренировочного спарринга;

Перейти на страницу: 1 2 3 4