Технология комплексного тестирования - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания

АнР = (SNik i)2/ STi,

где N - количество повторений упражнения; k - весовой коэффициент упражнения; T- продолжительность нагрузочных интервалов. Квадратичная размерность взята для более точной передачи энергетической зависимости.

Однако ограниченная продолжительность пауз отдыха не обеспечивает полного восстанов ления. Частота сердечных сокращений (ЧСС) практически не опускается ниже 65% от максимума (по формуле "220 минус возраст"). Пульсовой диапазон во время тестирования находится в границах 70 - 90% от максимума (рис. 1), что позволяет рассматривать полное время тестирования, составляющее 12 - 15 мин (в зависимости от спортивной специализации, для которой предназначена данная версия), как рабочий интервал аэробной нагрузки.

Аэробный компонент работоспособности рассчитывается на основе методики определения PWC170 по результатам одной нагрузки [2, 3]. ЧСС измеряется перед началом тестирования (ЧСС покоя) и через 30 с после его окончания (ЧСС нагрузки). Индекс аэробной работоспособности (АэрР) определяется с использованием выражения:

АэрР = АнР (170 - Пп) /н,

где: Пн - ЧСС нагрузки; Пп - ЧСС покоя.

Рис. 3. Вывод результатов тестирования в интегральном виде

Процедура тестирования проводится следующим образом. Участники тестируемой группы заполняют в индивидуальных протоколах тестирования (рис. 2) графы "Фамилия", "Группа", "ЧСС покоя". Преподаватель показывает тестовые упражнения, перечисленные в протоколе, и участники повторяют их по 2 - 3 раза для ознакомления. Выполнение теста начинают все одновременно по команде преподавателя. После выполнения очередного упражнения каждый участник самостоятельно фиксирует в протоколе количество повторений. Через 30 с после окончания комплекса все участники одновременно измеряют значение ЧСС нагрузки (в течение 15 с) и полученные цифры вносят в свои протоколы.

Такая форма организации тестирования позволяет привить занимающимся навыки самоконтроля и пробуждает интерес к ходу и результатам процесса. Однако, для того чтобы мимолетный интерес не угас, а трансформировался в активную рефлексию и далее в побудительный мотив к действию, необходимо его дополнительное стимулирование с помощью канала обратной связи. Средством дидактического воздействия, образующим такой канал и несущим стимулирующий заряд, может стать оперативная демонстрация персонифицированной информации о результатах тестирования. После введения данных протокола в ПК (10-15 с на человека) каждый студент имеет возможность в масштабе реального времени увидеть на экране монитора картину функционального состояния собственного организма.

Накопленная в процессе предварительных исследований статистика дает возможность разделить имеющиеся массивы на пять групп, соответствующих уровням функциональной подготовленности. Для каждого уровня разработа на семантическая модель, ориентирующая пользователя на гармонию развития физических качеств и функционального состояния. Информационно-методическая система (ИМС), сравнивая полученные данные с модельным рядом, подбирает и выводит на экран реально достижимую модель (рис. 3). К результатам тестирования система добавляет массо-ростовые параметры - индекс Кетле. Определение этого индекса производится в рамках трех антропотипов: астеник, нормостеник и гиперстеник. Система дифференцирует типы по отношениям таз/рост - женщины и грудь/рост - мужчины.

Результаты тестирования ИМС интерпрети рует в соответствии c заложенными правилами и выдает на экран экспертное заключение с некоторым набором рекомендаций (рис. 4). В ходе дальнейшего анализа студент имеет возможность обращения к базе знаний образовательного характера, содержащей в формате гипертекстовых массивов информацию о витальной направленности (вопросы биологии, гигиены, экологии, питания, закаливания, оздоровительной двигательной активности и т.п.).

Перейти на страницу: 1 2 3