Технология комплексного тестирования - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания

Реализуя программу двигательной активности в рамках процесса физического воспитания, педагог стремится побудить организм обучающихся к мобилизации функциональных резервов, что только и может привести к адаптационным перестройкам. Важная задача при этом - получать в качестве обратной связи дифференцированную информацию о различных сторонах адаптационного процесса. Только при наличии такой информации корригирующие воздействия (прямая связь) могут приобретать функции управления.

Какие же средства контроля адаптированности, доступные для использования в процессе физического воспитания (ФВ), имеются в распоряжении педагога?

Важным аспектом проявления мобилизации функциональных резервов, а следовательно, адаптированности следует признать физическую работоспособность (ФР). Уровень ФР в принципе может служить одним из критериев оценки адаптированности. Более того, дифференцированная количественная оценка эффективности функционирования основных механизмов обеспечения ФР - анаэробного и аэробного - позволяет контролировать адаптационный потенциал различных функциональных систем [1].

Медико-биологические тесты, с помощью которых обычно производится контроль уровней анаэробного и аэробного компонентов ФР, носят лабораторный характер. Для их проведения требуются специальное оборудование и квалифицированный медицинский персонал. Поэтому они мало пригодны для применения в условиях массовых обследований. Применяемые в процессе ФВ эргометрические тесты (степ-тест, тест Купера и их модификации, определение времени пробегания дистанций 2000-3000 м) не позволяют дать дифференциро ванную оценку. Необходимость же такой оценки, как важного условия формирования и практической реализации, индивидуальных учебно-тренировочных программ очевидна.

Теоретической базой разработки технологии комплексного тестирования служит принцип T. Sjostrand [4], практической - синтез модифицированного теста PWC170 и Вингатского анаэробного теста (ВАнТ) [3]. Отсюда и два положения, составляющих его методическую основу:

- в условиях педагогического процесса критерием анаэробной работоспособности может служить максимальная мощность внешней механической работы за ограниченный промежуток времени;

- восстановление фазовой структуры сердечной деятельности после физической нагрузки протекает тем быстрее, чем выше физическая работоспособность.

Рис.1. Диапазон изменения значений ЧСС в процессе тестирования

В качестве средства нагрузочного воздействия метода используется комплекс из 12-15 упражнений, носящих локальный узконаправленный характер воздействия. Упражнения выполняются в режиме "30 с - интервал нагрузки + 30 с - пауза отдыха". При этом тестируемые получают установку выполнять максимально возможное количество повторений каждого упражнения. Такие условия проведения теста программируют скоростно-силовой режим выполнения упражнений (диапазон большой и субмаксимальной мощности).

Работа в таком режиме обеспечивается в основном анаэробным механизмом. Пауза отдыха в 30 с в значительной степени компенсирует фосфагенную фазу этого механизма. Разведение же близких по топографии воздействия упражнений внутри комплекса позволяет снизить скорость роста уровня лактата в крови.

Рис. 2. Протокол комплексного тестирования

Таким образом, условия выполнения теста дают возможность моделировать 12-15 дискретных интервалов нагрузки в диапазоне большой и субмаксимальной мощности. Поэтому показатель, характеризующий совокупную интенсивность (темп) этих скоростно-силовых отрезков нагрузки, может служить индексом анаэробной работоспособности (АнР):

Перейти на страницу: 1 2 3