Возможности физиологических практикумов в оценке адаптации студентов к учебным нагрузкам

Суть физиологической адаптации определяют физиологические реакции, направленные на приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды через сохранение постоянства среды внутренней. В исследованиях адаптации, наряду с направлением по оценке влияния на организм человека экстремальных факторов среды, изучается адаптация к условиям трудовой деятельности. Для учащихся различных возрастных групп: школьников и студентов, существует проблема адаптации к учебным нагрузкам. Работоспособность учащихся и её динамика в учебном процессе изучается отечественными учёными давно и достаточно широко (1). Вместе с тем потребность в исследовании адаптации к учебным нагрузкам сохраняется в связи с их возрастанием и происходящим одновременно ухудшением адаптационного потенциала, определяемого через показатели здоровья. Отсутствие специального финансирования, а также дефицит времени у студентов, их малая ориентация на здоровый образ жизни заставляют пытаться решать эту потребность совмещением исследований с учебными занятиями. Для педагогических вузов максимальные возможности для этого имеются у включённого в учебный план всех специальностей блока медико-биологических дисциплин с физиологической направленностью и предусматривающих практические занятия. Эти дисциплины на дневном и заочном отделениях в основном курируются кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные физиологические практикумы ЯГПУ

Дисциплина

Специальности, по каким идёт подготовка, факультеты

Курс

Кол-во часов практических занятий

Соотношение часов лекции/практ.

Основы анатомии и физиологии человека

Все специальности (без факультетов начального обучения, физ. культуры)

1; 2

16 – 32

1 / 2 – 2 / 1

Анатомия, физиология ребёнка

Специальности факультета начального обучения

1; 2

54 – 68

1 /3,5 – 3 /4

Возрастная анатомия и физиология, гигиена

Специальности факультета физической культуры

3

18

1 / 1

Экология человека

география/биология

3

14

1 / 1

Физиология человека и животных

Биологический факультет:

     

биология/химия

4

173

1 / 2,5

химия /биология

4

88

1 / 2

география/биология

4

63

1 / 1,5

Общая гигиена и гигиена спорта

Специальности факультета физической культуры

3;4

14

1 / 1

В таблицу включены данные по дневному отделению. В ней не учитывается планирование деятельности студентов по курсовому и дипломному проектированию.

Физиологические практикумы ставят перед учащимися цели расширения и укрепления знаний о закономерностях деятельности человеческого организма, его функциональных возможностях, формирования умений, практических навыков в проведении медико-биологических обследований, методик самоконтроля. Исследование адаптации своего организма к нагрузкам, в том числе и учебным, также может быть одной из целей практикумов. В статье предпринимается попытка анализа основных практикумов именно с этой стороны.

Практикумы, выполняемые на младших курсах. Они знакомят с основами антропометрии, анализом осанки, определением росто-весовых показателей, лёгочных объёмов, с методами измерения артериального давления, частоты сердечных сокращений, оценки состояния нервно-мышечного аппарата (теппинг-тест), с динамометрией. Студенты обучаются навыкам гигиенической оценки помещения (освещённости, вентиляции, подбора учебной мебели), анализируют динамику умственной работоспособности во время занятия. Большинство занятий практикума не рассчитано на применение стационарного оборудования в связи с их проведением в самых различных аудиториях. Вместе с тем, даже достаточно простые методики могут дать достаточно объективную информацию об адаптационных возможностях студентов. В качестве примера приведём исследование чувства субъективного времени студентов нескольких факультетов ЯГПУ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5