Физическая культура в системе отечественного образования

В отличие от большинства школьных предметов и вузовских дисциплин, носящих название определенной отрасли науки (математика, физика, химия, биология и др.) или сферы деятельности (филология, труд, музыка и др.) в учебных планах присутствуют только два предмета, в своем наименовании несущих культурологическое содержание. Это физическая культура и мировая художественная культура, причем последняя появилась сравнительно недавно и изучается на уровне элективного компонента, а первая традиционно входит в базовое содержание образования.

Физическая культура, таким образом, не только название, но и традиционное направление образования. Однако следует признать, что точное, несущее большую смысловую нагрузку, актуальное в современной ситуации и, несомненно, перспективное название предмета пока еще не отвечает по смысловому наполнению критериям и требованиям культуры и в массовой практике содержание предмета "физическая культура" , скорее, отвечает названию "физическая подготовка", а внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию (её теперь включают в дополнительное образование или дополнительные образовательные услуги) часто идёт в русле спортивной подготовки.

Известно, что смысловым ядром культуры являются ценности и идеалы, содержанием - созидательная, прежде всего творческая деятельность и её результаты, способом трансляции и передачи богатства культуры новым поколениям - традиции, механизмом развития - инновации.

В наполнении содержания физической культуры и спортивной подготовки есть много общего, но есть и серьезные различия, отражающие специфику направленности деятельности и ее результатов. Мы видим основное различие в том, что физическая культура направлена на развитие человека, а её идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать свой потенциал и приносить пользу людям, а спортивное совершенствование направлено на достижение высоких спортивных результатов (конечно, тоже через развитие и совершенствование человеческого потенциала, личности спортсмена).

Направленность на развитие и самореализацию человека и определяет содержание физической культуры, ее ценностные ориентации - человек и его физическое, психическое и нравственное здоровье как первейшая и наиболее значимая ценность для самого человека (ребенка, , взрослого), семьи, общества и государства; её содержание - деятельность, обеспечивающая достаточно высокую двигательную активность, соматическое и психическое здоровье, нормальное физическое развитие и одновременно развивающая самостоятельность, инициативу, волю, мыслительные способности, нравственные качества; традиции - приверженность здоровому образу жизни, двигательной активности, состязательности, физическому труду; инновации - современные способы организации и психофизические средства тренировки, диагностики, медицинского и педагогического контроля, но главное - возрождение традиций здорового образа жизни и отказ от вредных привычек, здоровьеразрушающего поведения.

По направленности, содержанию и средствам деятельности физическая культура сближается, тесно взаимодействует с физиологией, психологией, педагогикой и медициной. Ведущими идеями и ключевыми направлениями этих дисциплин, на наш взгляд, служат:

- идея ценностного подхода к изучению, воспитанию и развитию человека (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев, А.Г. Щедрина, Н.П. Дубинин и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4