Методические основы совершенствования спортивных упражнений посредством оптимизации их характеристик

Анализ конкретных опорных прыжков в исполнении высококвалифицированных гимнастов показал, что значениями координат центра масс тела спортсмена в начале и в конце фазы полета можно пренебречь. Таким образом, для определения основных параметров полетной фазы опорных прыжков в учебно-тренировочном процессе подготовки гимнастов достаточно измерить лишь две характеристики: продолжительность и длину полета. При использовании видеомагнитофонного устройства в учебно-тренировочном процессе можно, разметив коня и маты на месте приземления, определить эти характеристики при просмотре видеозаписи. Расстояние от толчка руками о коня до места приземления при этом находится по разметке на теле коня и матах, а продолжительность фазы полета определяется посредством умножения числа кадров (с момента окончания толчка руками о коня до момента начала приземления на матах) на 0,04 с или на другую величину, если количество кадров в секунду в данном видеомагнитофоне отличается от 25.

При отсутствии видеомагнитофона можно изготовить и установить контактные площадки на теле коня и на месте приземления и соединить их проводами с электронным миллисекундомером.

Представление связи оценки опорного прыжка с модулем вектора скорости и с углом вылета уравнением множественной регрессии дает возможность после математических преобразований найти оптимальный угол вылета и оптимальную длину полета, при которых оценка будет максимальной.

Применение разработанной нами методики с использованием информации об основных параметрах полетной фазы прыжка в учебно-тренировочном процессе значительно повышает его эффективность, позволяет за короткий срок и с высокой стабильностью совершенствовать опорные прыжки [5], разучивать новые, сложные упражнения.

Предлагаемая нами методика совершенствования опорных прыжков может быть использована в преобразованном виде и при обучении соскокам с гимнастических снарядов.

Рассмотрим применение разработанной нами методики для совершенствования локомоций.

Анализ научно-методической литературы показывает, что результат локомоторных движений тесно связан со скоростями участков дистанции. Так, если разбить дистанцию на два отрезка, то с повышением скорости первого участка результат на дистанции в целом вначале улучшается, затем, при оптимальном значении этой скорости, достигает наилучшей величины и далее ухудшается.

Регламентация скоростей участков дистанции имеет большое значение для теории и практики спортивной педагогики и является предметом изучения многих исследователей. В основном такие исследования проводятся посредством глубокого проникновения в сущность изучаемого явления с использованием биохимических, физиологических, медицинских и других сложных, трудоемких методов. В результате подобных исследований получены данные, хорошо объясняющие основные механизмы регламентации скоростей участков дистанции. Однако методы, применяемые в подобном анализе движений, основаны на проведении сложных, дорогостоящих опытов, кропотливой, длительной обработке результатов исследований, в большинстве случаев малоприемлимы для практики учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов. Поэтому появилась необходимость в разработке сравнительно простой методики, позволяющей на основе несложных измерений (с помощью секундомера, рулетки и т.д.) определить оптимальное соотношение скоростей участков дистанции, обеспечивающее наилучший результат локомоций.

Для этой цели нами использовался метод оптимального планирования экстремальных инженерных экспериментов [8 - 10]. Применительно к исследованию локомоций этот метод реализуется следующим образом.

Результат локомоции рассматривается как функция скоростей участков дистанции. Эта связь аппроксимируется уравнением множественной регрессии - полиномом второй степени, содержащим члены с попарными произведениями. Такая аппроксимация при использовании экспериментальных данных, полученных на конкретном участнике, дает возможность найти посредством метода наименьших квадратов коэффициенты множественной регрессии. Далее находим частные производные от результата по скоростям первого и второго участка пути, приравниваем их к нулю, решаем полученную систему уравнений и получаем оптимальные значения искомых скоростей, детерминирующие наилучший результат прохождения всей дистанции анализируемых локомоций.

Кроме определения оптимальных скоростей участков дистанции появляется также возможность при отклонении от оптимального значения скорости первого участка дистанции планировать новое оптимальное значение скорости второго участка, обеспечивающее наилучшее прохождение дистанции в целом.

Аналогичным способом можно исследовать взаимосвязь результата со скоростями участков дистанции при разбивке дистанции на три, четыре и т.д. части, причем эти части могут быть неравными по длине.

Перейти на страницу: 1 2 3