Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и подростков с асоциальным поведением

В группах боксеров и волейболистов наиболее существенные изменения отмечены в тестах, характеризующих быстроту, общую выносливость, гибкость (р<0,001), а в группе атлетической гимнастики - в развитии силовых, скоростных и координационных способностей (р<0,001). Анализ межгрупповых различий свидетельствует о том, что подростки из первой и второй групп достоверно превзошли своих сверстников из третьей группы в этих же видах испытаний, а в силовых показателях существенное преимущество имели юноши, специализирующиеся в атлетической гимнастике (р<0,001), что вполне закономерно.

Сравнительный анализ данных в начале и в конце эксперимента, характеризующих психоэмоциональное состояние дизадаптированных подростков, свидетельствует о том, что занятия спортом независимо от вида оказали положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков (табл. 2).

К завершению экспериментальных занятий у испытуемых наметилась тенденция к улучшению изучаемых показателей. Наибольшие положительные изменения произошли в группе волейболистов. В 1-й и 3-й группах, занимающихся боксом и атлетической гимнастикой, средние результаты также улучшились, но несущественно (р>0,05).

Психическая устойчивость у испытуемых всех групп меньше единицы, что говорит о хорошей психической устойчивости, но у юношей 2-й и 3-й групп она достоверно выше, чем у боксеров.

Преимущественное использование средств игровой и силовой направленности позволяет более эффективно воздействовать на психическое состояние и нормализовать уровень тревожности и агрессивности, повысить самооценку личности в среднем у 74,3% подростков.

В группе боксеров к завершению педагогического эксперимента при недостоверном снижении уровня тревожности и повышении самооценки у 54,5 и 59,1% учащихся отмечается повышение уровня агрессивности, что является неблагоприятным фактором в процессе становления личности.

Таким образом, наблюдаемые в конце экспериментальных занятий позитивные изменения, происходящие в психическом состоянии дизадаптированных подростков, свидетельствуют об эффективности воздействия физических упражнений. Однако средства игровой и силовой направленности по сравнению с единоборствами оказали более эффективное воздействие на стабилизацию тревожного и агрессивного состояния испытуемых, способствовали достоверному повышению самооценки личности и умственной работоспособности.

Вовлечение подростков в занятия различными видами спорта, адекватными их интересам и потребностям, позволило сформировать у большинства из них позитивное отношение к социально значимым видам деятельности. К концу педагогического эксперимента положительно изменилось:

- отношение к учебной деятельности. Из общего числа трудновоспитуемых подростков 74,3% юношей - из группы атлетической гимнастики, 64,7% - волейбола и 43,5% - бокса стали положительно относиться к учебе; повысилось качество успеваемости, сократилось число юношей с удовлетворительной успеваемостью в среднем с 72,2 до 61,5% и как следствие произошло достоверное повышение мотивации к учебе, которая оценивается у волейболистов как хорошая, а в 1-й и 3-й группах - как удовлетворительная; уменьшилось число конфликтов с учителями с 63,8 до 55,0%; снизилось количество пропущенных уроков без уважительных причин на 10,7%; сократилось число учащихся, имеющих различные степени педагогической запущенности, с 29,3 до 18,3% в группе волейболистов, с 28,0 до 20,9% в группе юношей, занимающихся атлетической гимнастикой. В группе боксеров также произошли положительные изменения, но они несущественны - с 28,4 до 25,7%;

- отношение к обязательным урокам физического воспитания. От 65,0 до 72,8% испытуемых отмечают, что уроки им нравятся, более 75% опрошенных считают, что занятия необходимы современному человеку, достоверно возросла мотивация к спортивной деятельности, причем наиболее высокая выявлена в группе атлетической гимнастики (р<0,001).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5