Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта

В основе достижения спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования.

В процессе адаптации к физическим нагрузкам определяются два этапа - срочной и долговременной устойчивой адаптации. Переход от срочного этапа к устойчивой долговременной адаптации основан на формировании структурных изменений во всех звеньях: как в морфофункциональных системах, так и в регуляторных механизмах.

Процесс адаптации активно сопровождается повышением функциональной мощности структуры и улучшением ее функционирования . При компенсации некоторые функции могут истощаться и тогда функционирование организма протекает на предпатологическом и патологическом уровнях. Такое состояние дезадаптации может привести к развитию переутомления, перенапряжения, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм. Профессионализм и коммерциализация в спорте, без которых сейчас спорту не выжить, поставили спортсменов в условия жесткого прессинга подготовки и высоких требований к уровню функциональной подготовленности. Без оптимально сбалансированного контроля за функциональной подготовкой достичь высоких результатов, освоив огромные объемы работы без издержек для здоровья, не представляется возможным.

Настоящая работа посвящена важному клинико-диагностическо му аспекту спортивной медицины - вопросу определения слабых звеньев адаптации организма спортсменов в процессе ударных тренировочных микроциклов и психофизических напряжений соревнований с целью предупреждения патологических состояний.

Под наблюдением в процессе динамических исследований находилось свыше 1000 спортсменов разных видов спорта в возрасте 14 - 30 лет со стажем занятий спортом от 3 до 13 лет.

В зависимости от специфики вида спорта программа диагностики включала функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций (центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, внутренней среды), физического развития, соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте), психофизиологического состояния.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах 9 сборных команд основного и молодежного состава, позволили сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых (Ф.А. Иорданская, 1993 ).

Среди этих факторов важное место занимают морфофункциона льные показатели: физическое развитие, функциональные возможности основных физиологических систем организма, иммунный статус, психологический статус, уровень общей и специальной работоспособности ; соотношение их с возрастом и полом.

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта, продолжительность занятий, успешность в достижении спортивных результатов.

Другой группой факторов, формирующих функциональную подготовленность, являются спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта, продолжительность занятий, успешность в достижении спортивных результатов.

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представле на методическими основами организации тренировочного процесса: режимом тренировок, объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок, соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью, календарем и регламентом соревнований.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6