Комплекс упражнений при миопии

“... Не существует здоровья как такового, и все попытки определить этот предмет оканчиваются плачевной неудачей. Необходимо иметь представление о твоей цели, о твоем умственном горизонте, о твоих силах, твоих склонностях, твоих заблуждениях и особенно о твоих идеалах и иллюзиях твоей души, для того чтобы определить, что же, собственно говоря, может означать здоровье для твоего тела. Отсюда следует, что существует бесчисленное множество видов телесного здоровья. И чем чаще каждому в отдельности, единственному в своем роде, будет дано право поднять голову, тем меньше будет веры в догму о “равенстве людей”, тем скорее наши медики откажутся от понятия “нормальное здоровье”, равно как и от “нормальной диеты”, “нормального протекания заболевания”. И только тогда пришло бы время задуматься о здоровье и болезнях души и причислить личную добродетель каждого к признакам здоровья его души, хотя, наверное, здоровье одного может выглядеть как его полная противоположность у другого. И наконец, остается открытым еще один большой вопрос: можем ли мы обойтись без заболевания, хотя бы для развития нашей добродетели, и не является ли наша жажда познания и самопознания в равной степени необходимой как больной, так и здоровой душе, иными словами, не является ли исключительная тяга к здоровью предрассудком, трусостью, чем-то вроде изощреннейшего варварства и ужасающей отсталости?..”

Friedrich Nietzsche “ La gaya scienza “

***

Само слово “болезнь” в русском языке происходит от слова “боль”. Вся жизнь человека есть постоянное стремление избежать боли и достичь удовольствия. Поэтому понятно немедленное, почти неосознанное желание человека избавиться от какой бы то ни было боли, однако в боли заключено столько же мудрости, сколько и в удовольствии: боль, подобно удовольствию, относится к наиважнейшим силам, направленным на сохранение рода. Если бы она не выполняла эту роль, она давно бы уже исчезла с лица земли; а то, что она причиняет страдания, не может быть убедительным аргументом против нее: такова ее сущность. Другими словами, стремление избежать боли как таковой является ошибочным, как и многие другие неосознанные желания. Каждая боль имеет свой источник, который по его природе нельзя свести к химическим формулам или физиологическим механизмам, как то делает современная наука, и лишь осознание этих глубинных корней может дать ключ к правильному поведению.

Конечно, существуют виды заболеваний, в которых отсутствуют болевые симптомы, как, например, в заболевании, рассматриваемом в данной работе. Однако правомерность причисления таких состояний к разряду болезней довольно спорна. В отсутствие боли единственный аргумент для такого причисления — это то, что какие-либо физические, физиологические или психические свойства так называемых “больных людей” отличаются от аналогичных свойств большинства населения нашей планеты, которые по определению принимаются за “здоровое состояние”. Но, как сказано в цитате, приведенной в начале работы, “здоровье одного может выглядеть как его полная противоположность у другого”, то есть существующее разделение на здоровые и больные состояния чисто условно. Кроме того, и результат адресного воздействия на “больные” состояния очень спорен. Человек есть чрезвычайно цельная система, и приведение отдельных ее характеристик к показателям большинства людей может нарушить всю систему в целом. Например, в современной науке существует множество теорий относительно причин нарушений зрения, однако ни одна из них не объясняет, почему при одних и тех же воздействиях, считающихся вредными, у одного эти нарушения происходят, а у другого — нет. Могут существовать тысячи реальных причин, о которых не подозревает ни “заболевший”, ни его лечащий врач. Известно, что 50% всей своей энергии человек тратит на зрение, а остальные 50% приходятся на все остальное (в том числе 40% — на пищеварение); таким образом, на борьбу с различными микробами и вирусами остается всего 10%. Вполне возможно, что именно нехватка энергии у конкретного человека привела к ухудшению его зрения (таким образом уменьшается количество информации, воспринимаемой через зрение, и соответственно уменьшается доля энергии, необходимой для ее обработки). В целом могут существовать тысячи ситуаций, когда исправление отдельных характеристик человеческого организма нанесет только вред.

Как уже было сказано, человек — очень сложная система. Например, с каждым вдохом и выдохом в нас разрушается 5 триллионов красных кровяных клеток — эритроцитов, и столько же их образуется новых. Каждая такая клетка — это 280 миллионов молекул гемоглобина, а каждая молекула способна связать и транспортировать 8 атомов кислорода. Значит, с каждым вдохом мы получаем 11 ´ 1020 атомов кислорода. Эти “строительные кирпичики” доставляются во все уголки тела, где каждый занимает специально подготовленную для него ячейку, не вытесняя, не выталкивая при этом более старого, изношенного “собрата”, а давая ему спокойно отмереть и покинуть свое место самостоятельно. Очевидно, что воздействие на отдельные элементы такой сложнейшей системы, а не на нее в целом, подобно попытке починить современную микросхему с помощью большой грубой отвертки. Если такие желающие все же существуют — далее для них приведен комплекс упражнений.

***

В последнее время в отечественной и зарубежной медицине заметно возрос интерес к немедикаментозным методам лечения, чаще всего связываемым с нетрадиционной медициной. В сфере офтальмологии таких методов сравнительно мало, а те что известны, к сожалению, не всегда дают желаемый эффект. Поэтому любая новая информация в рассматриваемой области всегда воспринимается с большой надеждой. За рубежом широкую известность получила методика лечения нарушений зрения, разработанная американским врачом У. Г. Бэйтсом (William H. Bates) (1860 — 1931).

Упражнения Бэйтса обращены, главным образом, к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефракции[1] — близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. В данной работе рассматривается система Бэйтса применительно к миопии (близорукости).